Юридические услуги в Челябинске и Челябинской области
Тел.:  (351) 231-55-95  c 10:00 до 22:00      Эл.почта:  info@veritas-ural.ru      ул. Смирных, дом 7
Статьи
Для юридических лиц
Госзакупки: как не попасть под штрафы? Если Ваш должник ликвидирован: помощь юриста Госзаказ: Поставка товара с улучшенными характеристиками Расставание с партнерами по бизнесу: помощь юриста Субсидиарная ответственность руководителя компании: помощь юриста Снижение кадастровой стоимости: итоги первого полугодия 2016 года 317 закон: практика применения законных процентов Все статьи...
Для физических лиц
Самозанятые граждане: консультация юриста Парковка для инвалидов: зачем нужна рулетка Покупка подержанного автомобиля: комментарии юриста «Долёвка»: предварительный договор купли-продажи квартиры Коллекторы: новое в законодательстве Пенсия по потере кормильца: кто имеет на нее право? Водительские риски в свете разъяснений Верховного Суда РФ Все статьи...
Трудовой кодекс
Ответственность работодателя по вине работника: наши пояснения Профессиональный спорт: защита трудовых прав и их гарантии Профессиональный спорт: особенности разрешения споров Расторжение срочного трудового договора: проблемы и возможности Спортивный контракт: как раньше времени не повесить бутсы на гвоздь Трудовой договор или договор подряда? Что лучше Все статьи...
27 марта 2017г.

Спам-рассылка или как избавиться от навязчивой рекламы: помощь юриста

Наверняка каждому из нас хотя бы раз в жизни приходили СМС, предлагающие кредиты до «зарплаты», обувь со скидками, туры в Крым и т.д. Данный материал рассказывает о правовой основе СМС рассылок, их законности и методах борьбы с ненадлежащей рекламой.

Как нас защищает законодательство?

ФЗ «О связи»: законодательство о связи устанавливает, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (СМС) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного в четкой форме (должно быть дано согласие на получение именно рекламных сообщений). Как правило, данное согласие рекламодатели «прячут» в анкетах, заполняемых потребителями при получении дисконтных карт, регистрации в интернет магазинах и т.д. Если обратиться в антимонопольный орган с требованием наказать отправителя за незаконную рассылку, то не потребуется доказывать отсутствие согласия на рассылку. Представить документ, подтверждающий согласие, обязан отправитель рекламы (рекламодатель).

ФЗ «О рекламе»: распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством СМС, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных (т.е. рекламополучателя). Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. В данном случае защищаются права граждан оставить втайне от неопределенного круга лиц свой номер телефона. Оператор мобильной связи не вправе «сливать» информацию о принадлежности телефонных номеров абонентов без их согласия. Кажется логичным, что любой здравомыслящий человек никогда не даст такого согласия. Но все ли внимательно читают договоры с мобильными операторами на услуги связи?

Кому разрешена рассылка без получения согласия?

Наверняка многие хоть раз получали сообщения от МЧС о неблагоприятных погодных условиях. Если Вы получили такое сообщение, то не спешите искать помощи юриста и писать обращение в Федеральную антимонопольную службу, с просьбой проверить действия МЧС.

В Федеральном законе «О связи» существуют два исключения, когда разрешается рассылка СМС без согласия абонента:

  1. Сообщения от оператора в рамках взаимодействия по договору (например, информация о балансе);
  2. Рассылки сообщений по инициативе властей в пределах их компетенции (например, сообщения МЧС о неблагоприятных погодных условиях).

Чем грозит незаконная рассылка рекламы?

СМС рассылка без получения согласия получателя попадает под состав административного правонарушения и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Пример № 1: согласие на получение уведомлений не означает согласия на получение рекламной рассылки

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2015 № Ф09-9859/14 по делу № А76-15120/2014: «Один из магазинов одежды в Челябинской области отправлял СМС сообщения с информацией о распродажах на номер физического лица, являющегося владельцем дисконтной карты магазина. Суды трех инстанций поддержали решение Челябинского УФАС о привлечении к административной ответственности магазина. Тот факт, что владелец дисконтной карты указал свой номер в анкете и согласился на получение уведомлений, по мнению суда, не свидетельствует о согласии на получение сообщений рекламного характера».

Пример № 2: если у абонентского номера сменился собственник, необходимо согласие нового абонента

Решение Челябинского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 35-08/2016: «Парк развлечений в Челябинске привлекли к административной ответственности, потому что у номера, на который они осуществляли СМС рассылку, сменился собственник, который не давал согласия на эти действия».

Пример № 3: рассылка осуществляется через абонентские номера третьих лиц, к ответственности привлекается лицо, с чьего номера отправлялись сообщения

Решение Челябинского УФАС России от 23.11.2016 по делу № 59-08/2015: «Финансовая организация заключила договор на оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов с оператором мобильной связи. Однако СМС сообщение было отправлено с телефона третьего лица (гражданина). УФАС не нашло доказательств, свидетельствующих о направлении рассылки оператором связи и возбудило административное производство в отношении гражданина (третьего лица). Действия финансовой организации и оператора связи признаны законными».

Наши выводы: мнение юриста

  1. Осуществлять СМС рассылку без согласия получателя противозаконно.
  2. В документе, подтверждающем согласие на получение рассылки, должны быть поименованы виды сообщений, которые адресат согласен получать.
  3. Закон, судебная и административная практика в 90% случаях на стороне получателя рекламы. Однако штраф за незаконную рекламу взыскивается в бюджет и единственная финансовая выгода получателя рассылки — возмещение морального ущерба в судебном порядке (в размере, редко превышающем 5 000 рублей).
  4. Получатель сообщений в любой момент вправе обраться к оператору связи с просьбой прекратить получение СМС рассылки рекламного характера, даже если ранее давал на это свое согласие (п. 6 ст. 45 ФЗ «О связи»).